Одним из ключевых преимуществ криптовалют является их глобальный характер. Когда под рукой есть смартфон или ноутбук с доступом к сети Интернет, вы сможете достаточно легко и без посредников отправлять и получать криптовалютные активы. Технически совершенно не важно из какой точки земного шара. Другое дело, что следует понимать сопутствующие риски: большинство стран пока не создали таких правовых условий, при которых можно было бы, не задумываясь о последствиях, пользоваться криптовалютами для личных или деловых расчетов, для инвестирования или, наоборот, привлечения инвестиций в новые проекты.
Пока многие страны не приветствуют распространение криптовалют или идут по пути ограничения (как, например, Китай), есть те, кто, напротив, стремятся оседлать глобальную криптоволну. Одни уже признали законной торговлю криптоактивами, другие ввели в правовое русло их использование, например, для привлечения инвестиций.
Сегодня мы расскажем о тех странах, которые дальше других прошли по пути легализации криптовалют – о трех главных мировых криптогаванях.
Япония по праву считается страной-«визионером», которая раньше других создала возможность для массового принятия криптовалют. Речь идет в том, что с апреля 2017 года криптовалюты получили статус средства расчета за любые товары и услуги. Так что, находясь в Японии, вы, безо всякой опаски, можете арендовать за криптовалюту жилье или лимузин и даже купить самолет.
Следует учесть, что хотя при пересечении границы криптовалюты не подлежат декларированию, однако с мая 2018 года существует требование об информировании Министерства финансов Японии о получении из-за рубежа «виртуальной валюты» (или о переводе за рубеж) на сумму, превышающую 30 млн йен ($264 тыс).
Налогообложение криптовалют весьма либеральное. Криптовалюты определяются в качестве платежного средства и регулируются законом «О платежных услугах». Налогом же облагается только доход, полученный от владения криптоактивами или от использования. В этом случае речь идет, прежде всего, о тех, которые подпадают под определение «доли в инвестиционном фонде» и относятся к «ценным бумагам», а не к платежным средствам.
Частный майнинг криптовалют (он не предусматривает коллективные инвестиции) под определение «услуг виртуальной валюты» не подпадает и потому не запрещен и не требует получения разрешений.
Простые правовые условия способствовали тому, что в 2017 году уже более 3,5 млн японцев владели криптовалютами, а объем операций с ними превысил 99 трлн йен ($605 млрд). Однако эти условия просты только для «обычного» человека, но не для бизнеса. Для торговых площадок и новых криптопроектов сложностей пока хватает.
Тот же закон «О платежных услугах» обязывает любую торговую площадку, которая продает криптовалюты или передает их, проходить государственную регистрацию с последующим контролем со стороны Агентства финансовых услуг Японии (FSA). С одной стороны, это серьезно ограничивает появление новых игроков, но с другой, все действующие в Японии криптовалютные биржи и обменники работают на законном основании. Другое дело, если речь идет о «стейблкойнах», привязанных к фиатным валютам. В этом случае FSA не обязывает получать специальные разрешения или проходить регистрацию в надзорных органах - достаточно просто зарегистрироваться в качестве «Эмитента предоплаченных платежных инструментов» или «Поставщиков услуг по передаче средств».
Япония идет по пути снижения государственного контроля криптовалютной сферы. Так, в конце октября Японской ассоциации бирж виртуальных валют (JVCEA) регулятором (FSA) был присвоен статус саморегулируемой организации. Это означает, что в перспективе контроль, появление новых участников и т.д. будет осуществляться силами самой JVCEA с минимальным участием государства.
Распространение криптовалют и криптотокенов (ICO, ITO и др.) в Японии не регулируется прямым законодательством. Однако FSA требует, чтобы эмитент токенов зарегистрировался в качестве «поставщика услуг виртуальной валюты» (торговой площадки). Это заметно ограничивает появление и развитие новых японских криптопроектов. Так что пока, несмотря на существующие единичные примеры, ICO в Японии не распространено, и вы не встретите Японию в
топе рейтингов
стран с большим числом новых криптопроектов.
Власти Швейцарии очень позитивно относятся к блокчейн-технологиям и криптовалютам в частности. Федеральное правительство и местные власти, а также государственный регулятор финансового рынка («FINMA») в своих заявлениях не раз отмечали большой потенциал технологий распределенного реестра в финансовой и в других сферах экономики. Поэтому использование криптовалют не запрещено, за исключением ограничений, которые накладывают требования по борьбе с отмыванием денежных средств («FATF»).
Сегодня Швейцария — это одна из тех стран, которая имеет не просто амбиции, но и все шансы стать глобальным лидером криптосферы. В отличие от Японии, которая пошла по пути придания криптовалютам статуса платежного средства, Швейцария сосредоточилась на создании условий максимального благоприятствования запуску и развитию новых крипто проектов. И добилась в этом больших успехов. Площадкой для отработки практик регулирования стала «Криптодолина» (Crypto Valley) в районе Цуга и Цюриха, созданная пять лет назад. Сейчас «Криптодолина» по праву считается одной из ведущих мировых экосистем и объединяет около 530 работающих криптокомпаний.
Привлечение инвестиций — регулируемая сфера. Принципы первичного привлечения средств в криптопроекты были обнародованы FINMA в начале 2018 года в «руководстве» по проведению ICO. В том же документе приводится и определение криптовалют (токенов). Для более эффективного развития новых проектов в середине 2017 года запущена регуляторная «песочница», действуют налоговые преференции.
Вместе с тем, криптовалюты в Швейцарии платежным средством по-прежнему не признаются (они подпадают под категорию «ценных бумаг»), и в этом кроется большая проблема как для масштабирования криптопроектов, так и для более массового принятия криптовалют. Ситуация не стоит на месте и в сентябре Швейцарская ассоциация банкиров (SBA) представила рекомендации для всех банков Швейцарии по работе с криптопроектами и содействию их развитию. Официальные представители SBA подчеркивали, что их рекомендации создают основу для диалога между инновационными проектами и банками и облегчат открытие счетов блокчейн-стартапам.
Пока же получение криптовалют физическими лицами не облагается подоходным налогом, но облагается налогом на имущество. Майнинг криптовалют разрешен и, в случае личного использования, не рассматривается как финансовое посредничество. Нет в Швейцарии и каких-либо ограничений при пересечении границы в связи с криптовалютами или требований их декларирования.
В Великобритании господствует по-английски сдержанное отношение к криптовалютам. Условно говоря, здесь «можно всё, что не запрещено», но осторожно.
Начиная с 2017 года, за криптовалюту уже продавалась и сдавалась в аренду британская недвижимость (например, проекты Go Homes, HS Property Group и The Collective).
Купить и продать криптовалюту можно на одной из многих существующих криптобирж (их более 20), по числу которых Великобритания лидирует среди других стран, согласно исследованию инвестиционной компании
Morgan Stanley
Привлекать инвестиции в новые криптопроекты также не запрещается, главное, чтобы такое привлечение не могло быть охарактеризовано в качестве «финансовой рекламы» или предложения ценных бумаг.
Эти проекты могут протестировать свои продукты, услуги и бизнес-модели в рамках регулятивной «песочницы» — проекта, который реализует британский государственный регулятор «Управление по финансовому регулированию и надзору» (FCA).
Майнинг криптовалют не присутствует в законодательстве. В целом, считается, что он представляет собой процесс выполнения служебных функций при обеспечении работы сети блокчейна.
Поскольку криптовалюты не считаются в Великобритании денежными средствами, то в настоящий момент нет каких-либо ограничений при пересечении границы в связи с криптовалютами, и их декларирование не требуется.
В то время пока государственные регуляторы занимают нейтральную выжидательную позицию, обходясь без решительных заявлений и запретов, в британском криптосообществе происходят интеграционные процессы.
Это происходит и в рамках кооперации, как, например, создание в феврале 2018 года Ассоциации CryptoUK — саморегулируемой организации, объединившей семь британских криптовалютных компаний с целью улучшения отраслевых стандартов и взаимодействия с политической сферой.
Это также происходит в порядке частных инициатив. Активный бизнес все громче заявляет о необходимости разрешительной позиции в отношении криптовалют. Так, например, недавно Джефф Кауфманн, директор британской юридической фирмы Reynolds Porter Chamberlain (RPC), заявил о том, что конкурентная борьба между странами за создание эффективной системы регулирования криптовалют, при всё большем их распространении в мире, заслуживает того, чтобы её выиграть.
Первым шагом британских властей навстречу криптобизнесу стало создание в марте 2018 года рабочей группы «Cryptoassets Taskforce» в составе FCA, Банка Англии (BOE) и Казначейства Её Величества (HM Treasury).
В конце октября рабочая группа
выпустила
первый рамочный документ, в котором, в частности, даются определения криптоактивам, критовалютам, ICO и формулируется общее представление о направлениях регулирования криптосферы.
По мнению экспертов процесс создания правовой основы британской криптовалютной сферы может занять до двух лет.
Сегодня вопрос о необходимости введения криптовалют в правовое поле прочно вошел в национальную и глобальную политическую повестку. И вот уже эксперты Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка с «высоких трибун» озвучивают рекомендации центральным банкам государств задуматься о выпуске национальных криптовалют. Многие страны и сами активно включились в разработку законодательной базы для технологий распределенного реестра. Рассматривая динамику принятия блокчейн «повестки» правительствами и существующие успешные кейсы, о которых сказано выше, вероятнее всего, в ближайшие два-три года мы станем свидетелями значимых изменений в вопросе легализации криптовалют. Это, в свою очередь, значительно расширить их применение.
Страницы
вторник, 20 ноября 2018 г.
Три уютные криптогавани: какие страны благосклонны к криптовалютам
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий